mon_montblanc (mon_montblanc) wrote,
mon_montblanc
mon_montblanc

Роботы-журналисты завоевывают рынок СМИ



Многих сотрудников масс-медиа тревожит распространение современных технологий, которые могут заменить «живых» репортеров. Роботы из информагентств и сетевых изданий уже сегодня не только пишут новости, но и помогают в журналистских расследованиях.
Не так давно администрация соцсети Facebook сообщила, что формированием новостей в ленте займется искусственный интеллект, своеобразный «робот-журналист», который не только будет автоматически писать новостные тексты, но и следить за их продвижением. До этого издание The Washington Post заявило об использовании робота по имени Heliograf для написания коротких новостей о ходе Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Та же The Washington Post намеривается задействовать искусственный интеллект и в освещении грядущих президентских выборов США.

В Associated Press работой ботов довольны: применение таких технологий позволило увеличить число регулярных заметок о финансах и отчетности. С этого года роботам-репортерам в AP доверяют писать не только материалы об экономике, но и тексты о достижениях Малой бейсбольной лиги США.

Журнал Forbes тоже осваивает ноу-хау. Редакция купила роботов-журналистов у компании Narrative Science. Соучредитель этой организации Кристиан Хэммонд говорит, что со временем роботы-журналисты научатся писать не только простенькие заметки. По его прогнозам, уже к 2025 году 90% всех текстов в мире - журналистских, рекламных и даже художественных - будет создаваться искусственным интеллектом.

Еще в прошлом году российский «Яндекс» стал использовать роботов для пополнения новостной ленты. Телеведущий Антон Хреков в этой связи заметил, что технический прогресс ведет к отмиранию журналистской профессии: «С этого момента журналист-райтер становится на одну и ту же технологическую нишу с кассиршей». Преподаватель ГУ-ВШЭ Владислав Тарасенко ожидает, что «следующим шагом должен быть робот по написанию научных статей и диссертаций, проходящих антиплагиат».

Появились в прошлом году боты-текстовики и в Китае. Журналистская корпорация «Синьхуа» к собственному юбилею «приняла в штат» одного такого робота. Пока его тематика ограничена заметками о спорте и экономике.

Роботы помогают журналистам не только в больших редакциях и не только в развитых западных странах. Блоггеры обращают внимание на использование автоматических технологий киргизским порталом «Акчабар», многие материалы которого подписаны «роботом финансового портала «Акчабар». Многие считают, что новости он пишет лучше журналистов-людей. Еще интереснее история с журналистским расследованием, которое было проведено тем же СМИ: именно компьютерная программа, через которую прогоняются данные финансовых организаций Киргизии, помогла выявить скрытые тендеры на многомиллионные госзакупки: чиновники вставляли латинские буквы в слова, чтобы потенциальные подрядчики не могли находить объявления о конкурсах, а затем давали ссылки «своим» фирмам. Правда, анализировать обнаруженные данные и писать резонансный текст о «коррупционной латинице» пришлось не роботу, а живому человеку.

Распространение «интеллектуальных роботов», использование программ по созданию текстов и скриптов по поиску и фильтрации данных заставляет задуматься о том, как сильно может измениться журналистская профессия в недалеком будущем. Гендиректор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин уверен, что уже скоро роботы-журналисты будут «конкурентоспособны на рынке труда, особенно по части создания простых новостных заметок». По его мнению, «четко структурированный алгоритм, по которому будет писаться текст», сделает такие заметки более читабельными. Сложнее - с заметками, в которых имеет значение аналитика, эмоциональный окрас, игра слов, оттенки смыслов, литературная интрига. Роботов, способных освоить мышление и язык настолько хорошо, пока не создано. Поэтому директор Службы финансово-экономической информации «Интерфакса» Юрий Погорелый полагает, что «заменить человека полностью машина вряд ли сможет».

В любом случае, от использования труда журналистов-ботов грамотность текстов в изданиях только вырастет. Связано это не с особым качеством работы роботов, а с высоким уровнем ошибок и опечаток у живых литературных сотрудников и общим катастрофическим падением знания орфографии и пунктуации в современном обществе. «Такое впечатление, что не только в небольших, но и в ведущих изданиях отменили корректуру», - говорит политолог Марк Калмыков. В качестве свежего примера он приводит похожий, по его мнению, на «заказной», текст в «Российской газете» о новой высотке на Садовом кольце и новых достижениях столичного руководства. Он, в частности, содержит предложение: «37-метровый шпиль, с которого, как убедились корреспонденты "РГ" открывается вид на всю Москва с птичьего полета, появился в проекте тоже по требованию городских властей». «Если бы создание этого текста поручили роботу, а не корреспонденту газеты или копирайтеру из рекламного агентства, он бы так московские власти не подставил», - говорит Калмыков.


На скриншоте подчеркнуты неверное окончание и пропущенная запятая.

А что, если роботы научатся находить интересные истории и будут освещать их наиболее конкурентным образом? Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков полагает, что экспансия искусственного интеллекта уже через какие-то десять лет может оставить журналистов всего мира без работы. Примерно в это же время ожидается массовый выход на «рынок труда» роботов-юристов и роботов-музыкантов. Всеволод Пуля, руководитель Russia Beyond The Headlines и сооснователь MediaToolbox.ru, напоминает, что роботы-журналисты стали трендом еще в 2014 году, и уже сейчас с их помощью можно создавать «практически полностью автономное СМИ, без участия человека». Человеческое присутствие в масс-медиа спасут сложные жанры. «Например, разговорить сомневающийся анонимный источник пока не под силу ни одному скрипту».
http://www.jacta.ru/opinion/article/?id=2967


Tags: СМИ, журналистика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo mon_montblanc april 6, 2013 07:55 35
Buy for 10 tokens
Гарантированный бесплатный репост-перепост в журнале с уникальной аудиторией, кросспостинг в facebook, twitter и в vkontakte, вдумчивый читатель и гениальный комментатор (чо скромничать то:) вашей записи - где вы еще найдете такое ПРОМО в Livejournal.com всего за $1? Это риторический вопрос.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments